О кабаре

ЛИТЕРАТУРНОЕ РОК-КАБАРЕ - ЛЮБОВЬ МОЯ

Алексей Дидуров рассказывает о своем детище, которому 20 лет

"Литературное" - поскольку ничего ниже литературы у нас в кабаре не звучит. А "рок" - это оттого, что в пору появления кабаре на свет основной массив литературных опытов молодых и совсем юных авторов-исполнителей находился в пределах жанра рок-песни. Идея же литературного рок-кабаре родилась в конце 70-х из-за того, что меня в моей стране не публиковали как прозаика, поэта, автора песен. То же касается и моих тогдашних высокоталантливых друзей, моего круга (нынче их причислили к классикам). При этом в те времена, о которых речь была сначала, широчайше, поточно, централизованно и планово печатались и выводились на публику литпроститутки и махровые графоманы, любезные идеологическим чиновникам. Так вот. Я решил в таком разе устроить в СССР - так тогда называлась моя страна, -- подпольный устный литературный еженедельник, вживую иллюстрированный благодаря выставлявшимся в кабаре художникам. Журнал этот сегодня жив. Его идеология проста, но сенсационна по причине ее невообразимости в условиях местного официального литературного междусобойчика и формулируется так: идеология честной игры.

Честная игра в моем кабаре начинается уже с того, что желающий дебютировать у наших микрофонов и получивший отказ после моего просмотра его творений может сам выбрать себе следующего рецензента из тех звезд кабаре, которые ему нравятся, но и их отрицательный вердикт не перекрывает ему путь к микрофонам -- главным, последним судьей абитуриенту кабаре является наша публика, отселекционированная за два десятилетия - но этот судья безжалостен.

Литературное кабаре - это и клуб, и салон, и вечеринка, но программно безалкогольная, это производное от всех трех упомянутых явлений и понятий. Все они представляют из себя давние формы бытования культуры и, если взять уже - литературы: все три вида были распространены в России и в прошлом, и в нынешнем веке. Правда, более известны кабаре артистические: например, "Летучая мышь", кабаре Евреинова, "Бродячая собака". В "Бродячей собаке" часто выступали звезды тогдашней поэзии - Есенин, Маяковский, читали своих поэтических кумиров артисты московских театров. Собственно, если коротко обозначить, что такое литературное кабаре: это место изустного воспроизведения литературы с возможностью обратной связи. То есть я устраиваю три перерыва между отделениями, и все, кто слушал авторов-исполнителей (а звучит в моем кабаре только литература в авторском исполнении, включая песню и драматургию), могут высказать свое мнение любому выступавшему о его творчестве, хотя те, кому невмочь дождаться антракта, высказываются по адресу читающего или поющего прямо не выходя из-за столика. Иногда довольно зычно.

Великий француз, сказавший, что "стиль - это человек", точно обозначил прямую связь между типом личности и тем, что таковая личность создает в искусстве. Я же давно заметил, - а заметить было за 20 лет нетрудно, - что кабаре притягивает строго определенных сочинителей. Вот и показалось интересным, что за литературу создает этот специфический типаж -- человек кабаре. Что это за типаж? Нонконформист, человек, не желающий или не могущий безропотно, легко принимать уродливость общества, в котором, как говаривал Пушкин, его угораздило родиться, да еще с талантом. Вот я и задумал создать дом для талантов, а дома ведут себя, как хотят и как умеют, тем более люди творческие, не дрессированные, не казарменные по менталитету и манерам. Вот за то, что мы в кабаре жили, а не выступали, - жили как дома, как хотели и умели, за двадцать лет чиновники, хозяева страны, нас и выгнали из семнадцати мест: до 91-го из-за нашей неподцензурности, после и доныне -из-за невозможности на нас наживаться. Ведь кабаре все двадцать лет было для его посетителей бесплатным. Неприятие кабаре и его порядков иной раз выливалось в здешние традиционные формы социально-бытового террора. Однажды навалились на нас бритоголовые. Драка была киногеничная. Но чаще пробуют бить меня, как центрового. Мои многолетние занятия некоторыми видами единоборства очень пригождаются мне в нашем местном культурном социуме.

Впрочем, кабаре само по себе и было системой самообороны. И было, и осталось. Системой личной и коллективной. Я не желал быть раздавленным или поглащенным тем необъятным дерьмом, которое зачастую выдавалось за единственно возможную жизнь в ненаглядном Отечестве. Вот я и поставил себе и выполнил задачу: создать личное время, личную страну, собственный народ, и эти цели разделили со мной и помогли реализовать никому в ту пору неизвестные Гребенщиков, Шевчук, Майк, Цой, Башлачев, Рыженко, Силя, Свинья, Троицкий, Новоженов, Шендерович, Степанцов, Вишневский - тогда совсем юные... И словом у микрофона, и делом не раз за два десятилетия поддержали меня именитые гвардейцы песни и стиха Окуджава, Ким, Сухарев, Бережков, Ряшенцев, Рейн, Леонид Филатов, Владимир Качан, Таня Бек, Бахыт Кенжеев, Тимур Кибиров, Кабыш, Исаева, Быков Дима. Но для меня важнее всего то, что кабаре - место дебютов.

А вообще за 20 лет с помощью авторитета кабаре было организовано несколько сотен публикаций авторов, в нем выступавших - и типографским способом, и в эфирах радио и телевидения, и на подмостках фестивалей кабаре, и на его концертах. Но основная задача кабаре - не концертная, не издательская. А социальная. Кабаре существует ради создания питательной среды и среды выживания таланта. Почти каждое кабаре начинается с моего стихотворения памяти погибших наших друзей по кабаре: "Нас было мало в той стране, Распятых на звезде, На пир смотревших в стороне, Как пленники в орде..." - большинство из тех, кому посвящены те стихи, убили себя в первые, подпольные годы нашей дружбы: не вынесли бремени изгойства, аутсайдерства. Чтобы такого не повторялось, я не только кабаре создал, не только опубликовал сотни его людей - только за последние два года я добился приема в Союз писателей Москвы более трех с половиной десятков кабарешных сочинителей, и не все они москвичи. И в этом случае действовал авторитет кабаре.

Оно спасло десятки от суицида, от депрессии, от иглы и пьянки. Оно дарит творящему выход к аудитории, а та поддерживает его чем только может, ибо он ей нужен также для духовного и интеллектуального выживания в опопсовевшей до омерзения и мафиозной стране. Поэтому кабаре школа, где постигают истину: "Спасение утопающих - дело самих утопающих." Люди кабаре держатся вместе и в беде ( в августе 91-го я застал на баррикадах у Белого дома почти полный состав наших творцов и пол-зала, что называется), и в сладкий миг удачи - свадьба ли это, прогулеж гонорара или пикник с футболом и купанием... Если честно, я, может, и жив-то до сих пор благодаря народу кабаре... Помню, после обысков, устроенных в моей комнате в коммуналке компетентными органами, вещи по местам раставляли и распихивали наши - у меня сил не было, я с детства слабонервный, - так вот Володя Алексеев, бард и мой соавтор по песням, кабаре и жизни, помню, мне тогда сказал: "Значит, мы что-то качественное произвели, если государство у нас ищет то, чего у него у самого нет!"

В кабаре идут таланты не за мои красивые глаза, а потому, что они считают меня достойным себя. Поскольку им интересны моя проза, мои песни, моя поэзия. Меня, как прозаика и поэта, до сих пор не публикуют официальные периодические издания. Все мои книги вышли на деньги завсегдатаев кабаре в частных издательствах людей, связанных с кабаре, на безгонорарной основе. В мое кабаре таланты приходят, так как видят: я не наживаюсь на кабаре, я сохраняю его бесплатность даже ценой постоянного выгона на улицу, и не бросаю при этом ни кабаре, ни творчество. Не только из-за меня многие в кабаре делают, как я, но и из-за меня тоже. И я не хочу им иного, я горжусь ими. Я люблю их.

Короче. Мы, люди кабаре, всеми нашими общими двумя десятками лет доказали - бесплатно только счастье.

источник http://rockcabaret.a-z.ru/html/1_i_02.htm

полезные ссылки

ЮРИЙ РЯШЕНЦЕВ О РОК-КАБАРЕ АЛЕКСЕЯ ДИДУРОВА
http://www.stihi.ru/2008/08/13/228

Хостинг от uCoz